Известия,
14 мая 2021 г.
Беспилотник на удаленке: такси поедут без водителей
1118 просмотров
В России планируют использовать для коммерческой перевозки людей беспилотные транспортные средства. В случае успеха испытаний в салоне будут лишь пассажиры — весь контроль предполагается осуществлять удаленно. Где уже сейчас можно покататься на такси без водителя и кто будет виноват в ДТП с роботизированными автомобилями, разбирались «Известия».
Эксперимент без испытателя
На днях на федеральном портале regulation.gov.ru был опубликован текст проекта поправок в постановление правительства РФ о беспилотном транспорте. Этот документ регламентирует передвижение машин с автопилотами по дорогам общественного пользования.
Поправки предлагают разрешить использование беспилотных ТС для перевозки пассажиров, пока в экспериментальном режиме. На первом этапе опытной эксплуатации инженер-испытатель страхует автопилот, находясь на пассажирском сиденье, а на втором присутствия контролирующего поведение машины человека в салоне вообще не предполагается. На этом же этапе рассматривается возможность использования автомобилей без водителя на дорогах общего пользования.
На сегодняшний день разработкой беспилотного транспорта в России занимаются несколько компаний. Самые активные — Skyline, «СберТех» и «Яндекс». Российский IT-гигант первым запустил в нашей стране тестирование беспилотников в 2018 году. Сейчас по столице передвигаются более 140 его автономных транспортных средств. С момента начала тестирования они уже проехали более 12 млн км.
Так что же изменится в случае согласования поправок? Во-первых, эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования продлится до 1 марта 2025 года. В список регионов, в которых будут ездить беспилотники, добавятся Мурманская и Новосибирская область. Это важно для их проверки в условиях зимы.
Во-вторых, официально будет введено определение человека, контролирующего беспилотник: «Оператор высокоавтоматизированного транспортного средства — физическое лицо, назначенное собственником высокоавтоматизированного транспортного средства, осуществляющее мониторинг/контроль за его движением посредством удаленного доступа и имеющее возможность вмешательства в функционирование высокоавтоматизированного транспортного средства». Все действия оператора должны соответствовать Правилам дорожного движения.
Проще самому?
Предложенная законодателем трактовка вызвала удивление у экспертов. Например, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков сетует, что при таких правилах проще и безопаснее самому сесть за руль, нежели удаленно управлять автопилотом:
— Невозможно полноценно оценивать дорожную ситуацию, когда мы не сидим за рулем автомобиля. У водителя работает сферическое зрение, и он оценивает ситуацию со всех сторон. Ни одна камера такого не повторит и не сможет заменить человеческий глаз. Тогда проще уж самому отвезти пассажира. А если у меня два автопилота: в одном ребенок едет в школу, в другом — жена в магазин? Как я услежу за всеми сразу? Мы же не можем управлять двумя автомобилями одновременно.
В пресс-службе «Яндекса» разъяснили, зачем понадобилось управлять беспилотником удаленно:
— Этот пункт вводит новый термин для определения человека, имеющего возможность управления автомобилем, но находящегося вне транспортного средства. Он может осуществлять не постоянный контроль, а помощь в определенных ситуациях, например если автомобиль должен пересечь сплошную при перекрытой полосе или объехать ДТП. При таком сценарии искусственный интеллект может обратиться за помощью к оператору, чтобы уже он принял решение о дальнейших действиях. Человек видит дорожную ситуацию посредством камеры и данных с лидаров, и дает автомобилю разрешение на пересечение сплошной для этого маневра, а автомобиль уже сам выбирает подходящий момент, когда сделать это можно будет безопасно.
Беспилотные такси уже в России
Еще один пункт поправок разрешит использовать беспилотное транспортное средство для перевозки пассажиров на возмездной основе. На сегодняшний день единственное в Европе беспилотное такси — это снова автомобили от «Яндекса», перевозящие пассажиров на территории Иннополиса (Татарстан) бесплатно. Сейчас местный беспилотный флот насчитывает семь автомобилей.
В каждом есть специальный экран для пассажиров, на котором можно посмотреть, как машина видит других участников и как планирует свой маршрут. Уведомления на экране сообщают о причинах тех или иных маневров: например, что автомобиль сейчас останавливается, чтобы пропустить пешехода. Разработчики отмечают, что люди очень быстро привыкают к отсутствию водителя за рулем и уже в течение первой поездки перестают обращать внимание на руль и экран.
«Поездки на беспилотных такси быстро стали привычной частью городской жизни. Пассажиры ездят на работу, в университет, в кафе или на стадион, возвращаются домой. Подавляющая часть пассажиров говорит, что привыкли к отсутствию водителя за рулем в течение первых минут. И если сначала такие поездки вызывали восторг и удивление, то сейчас пассажиры зачастую даже не смотрят на самостоятельно вращающийся руль и продолжают в дороге заниматься своими делами, не отвлекаясь на происходящее. Кроме того, в прошлом году к беспилотным такси в городе присоединились автономные роботы-доставщики. Они доставляют заказы из местных ресторанов в жилые дома и общежитие университета», — комментирует «Яндекс».
Кто будет виноват
В случае ДТП с участием беспилотного такси ответственность будет лежать на перевозчике. Аналогичная система работает в авиации: компенсацию выплачивает компания-перевозчик, а затем можно обратиться к оператору за регрессом. Разбор подобных ДТП упростит еще одна поправка в положение, предусматривающая обязательную видеофиксацию всего, что происходит как внутри, так и снаружи автомобиля. Храниться записи будут до конца эксперимента, то есть до 2025 года. Видеоматериал должен фиксировать 30 секунд до момента дорожно-транспортного происшествия.
Страховщики также озабочены правовой стороной вопроса.
«Сейчас в страховании многое завязано на действиях именно водителя, которого в новом виде транспорта не будет. Необходимо как минимум законодательно отрегулировать статус владельца беспилотника, прописать его права и обязанности. Оценить влияние на страховые тарифы пока сложно: по любым транспортным средствам, включая беспилотные, сначала нужно собрать статистику и понять убыточность. Сейчас тарифный коридор, установленный указанием ЦБ, не предполагает использования автомобиля без водителя, а для страховщика это, очевидно, будет весомым фактором при определении премии», — рассказали в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА).
Поедут по сценарию
Также поправки вводят понятия «рабочих условий» и «сценариев». Условия включают в себя время суток, диапазон допустимых скоростей движения транспортного средства, дорожно-климатические и другие факторы, в которых автопилот может ездить по дорогам без участия водителя. Сведения о них вносятся в руководство опытной эксплуатации.
Сценарий — это перечень дорожных ситуаций, которые будут воспроизводиться в испытательных лабораториях. Все это сделает передвижение на беспилотниках более безопасным и предсказуемым.
Справка «Известий»
Сейчас по количеству разработчиков и числу беспилотных автомобилей на дорогах лидируют США, Китай, Россия и Израиль. Всего в мире работают восемь сервисов беспилотных такси: в США это Waymo и Motional, в Китае это Baidu, AutoX, Pony.ai, WeRide, Didi, а в России — «Яндекс». Также скоро к ним присоединится китайский WeRide, который заканчивает тестирование автопилотов без человека за рулем.
Елена ЕРЕМИНА
Вся пресса за 14 мая 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Умное страхование, телематика
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 апреля 2025 г.

|
|
Агроэксперт, 1 апреля 2025 г.
Елена Фастова: задача максимум — охватить в 2025 году страхованием 25% посевов РФ

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 1 апреля 2025 г.
Жители Большой Тюмени получили 55 миллиардов страховых выплат

|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 1 апреля 2025 г.
Сенатор Двойных: агрострахование должно охватить больше сфер

|
|
Газета.Ru, 1 апреля 2025 г.
Мужчина трижды застраховал жизнь матери, а затем расправился с ней ради денег

|
|
Финмаркет, 1 апреля 2025 г.
Общие выплаты по договорам всех видов агрострахования с господдержкой за 2024 г. составили 8,8 млрд рублей

|
|
СенатИнформ, 1 апреля 2025 г.
В СФ предложили расширить страхование виноградников и аквакультуры

|
|
ТАСС, 1 апреля 2025 г.
Президиум ВСС утвердил требования по управлению сложным страховым продуктом

|
|
korins.ru, 1 апреля 2025 г.
Вместо поиска новых сотрудников страховщики предпочитают нагружать работой старых

|
|
korins.ru, 1 апреля 2025 г.
Страховщики запускают первые продажи продуктов ДСЖ

|
|
korins.ru, 1 апреля 2025 г.
Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным страховым продуктом

|
|
Ветеринария и жизнь, 1 апреля 2025 г.
Страховщики обязаны возмещать ущерб за сбитых животных

|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 1 апреля 2025 г.
В Новосибирской области будут судить автоподставщиков, устроивших 23 ДТП

|
|
CNews.ru, 1 апреля 2025 г.
Программа автоматизации автопарков ID20 интегрировалась со страховыми компаниями

|
|
Бел.Ru, Белгород, 1 апреля 2025 г.
Дело о сбитой в Белгородской области косуле стало прецедентом на всю Россию

|
|
Общественное мнение, Саратов, 1 апреля 2025 г.
Восемь саратовцев пойдут под суд за инсценировку ДТП с дорогими фарами

|
|
Провинция.ру, 1 апреля 2025 г.
Стоимость страховки от паводка резко увеличилась в Тюменской области

|
|
Gorod.lv, 1 апреля 2025 г.
В Латвии изменились скидки на OCTA для инвалидов и фермеров

|
 Остальные материалы за 1 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|